Олег Виноградов

 

Народный артист СССР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР (1970), премии Ленинского комсомола (1977), премии им. М. Петипа (1979), приз «Золотая танцовщица Пикассо» (1987).

Олег Виноградов окончил Ленинградское хореографическое училище в 1958 году (ученик А. Пушкина).

С 1958 по 1965 год — артист, затем ассистент балетмейстера Новосибирского театра.

С 1968 по 1972 год — балетмейстер Теaтра им. Кирова, с 1973 по 1977 год — главный балетмейстер Малого театра.

С 1977 года — художественный руководитель балета и главный балетмейстер Театра им. Кирова.

Поставил балеты:

  • «Золушка» (1964, Новосибирск; спектакль перенесен на сцены Одессы (1970), Дрездена (1973), Ленинграда (1977, Малый театр), Будапешта (1983));
  • «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1965, Новосибирск; спектакль перенесен на сцены Софии (1971), Еревана (1972), Ленинграда (нов. ред. в Малом театре, 1976)];
  • «Асель» В. Власова (1967, ГАБТ).

В Театре им. Кирова:

  • «Горянка» М. Кажлаева (1968; нов. ред.— 1973, 1984);
  • «Александр Невский» (1969);
  • «Двое» (1969);
  • «Зачарованный принц» (1972);
  • «Гусарская баллада» (1979, совместно с Д. Брянцевым; нов. ред. для ГАБТа — 1980);
  • «Фея Рондских гор» (1980);
  • «Ревизор» (1980);
  • «Времен промчавшихся заветы» (к 200-летнему юбилею театра, 1983);
  • «Витязь в тигровой шкуре» (1985),
  • «Броненосец «Потемкин» (1986).

В Малом театре:

  • «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (1971; спектакль перенесен на сцены Одессы (1973), Саратова (1973), Берлина (1974, «Комише опер»), Фрунзе (1976), Риги (1976), Минска (1979), Таллина (1980));
  • «Коппелия» (1973);
  • «Ярославна» (1974);
  • «Педагогическая поэма» (1977).

Сценограф и художник многих своих постановок.

Один из виднейших советских хореографов, Олег Виноградов тяготеет к сочинениям крупномасштабным. В его спектаклях значительна роль кордебалета. Наряду с чисто классическими балетами («Золушка», «Тщетная предосторожность», «Зачарованный принц», «Коппелия», «Фея Рондских гор») у Виноградова есть и экспериментальные постановки («Ярославна», «Педагогическая поэма», «Ревизор»), раздвигающие границы современной хореографии. С равной увлеченностью сочиняет он балеты трагические («Ярославна», «Ромео и Джульетта»), комические («Тщетная предосторожность») и даже сатирические («Ревизор»). Убежденный сторонник возможности успешного решения в балете моральных и нравственных проблем на материале сегодняшнего дня («Асель», «Педагогическая поэма», «Горянка»).

«Горянка» особо интересна искусной театрализацией богатого танцевального фольклора Дагестана. Не будет преувеличением сказать, что музыка и хореография «Ярославны» являют собой новое слово в советском балетном театре. Дух смелого и удачного эксперимента, влияние современного театра и в то же время глубина и содержательность, свойственные лучшим образцам русского балета,— вот редкий сплав, определивший ценность этого спектакля.

Олег Виноградов словом и делом ратует за балетный театр не только яркий, талантливый, но и умный. Свое кредо хореограф сформулировал так:

По моему мнению, зритель, приходящий в балет лишь для того, чтобы полюбоваться красотой танца, обкрадывает себя. Современный балет может и должен волновать не только чувства, но и мысли…

Возглавляя прославленную балетную труппу Кировского театра, Олег Виноградов много сил и внимания отдавал работе по сохранению и реставрации классического репертуара и обращал особое внимание на уникальность стиля интерпретации каждого из хореографических шедевров. В 1980 году поставил дивертисмент из балета «Пахита» (хореография М. Петипа) на сцене Парижской оперы.

В 1990 году основал в Вашингтоне Universal Ballet Academy (Кировская балетная академия), в которой фундаментом стала петербургская школа. В том же году становится артистическим директором Universal Ballet Company в Сеуле. В 1994 году организовал Санкт-Петербургский театр камерного балета.

Работает по приглашению ведущих театров с постановками по всему миру. Одни из последних постановок О.М. Виноградова:

  • «Золушка» С. Прокофьева в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва, 2006);
  • Золушка» С. Прокофьева в Балетном Театре Санкт-Петербурга (Государственная Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова);
  • «Ромео и Джульетта» в Михайловском театре (Санкт-Петербург, 2007);
  • «Ромео и Джульетта» в Сеуле (2006);
  • «Ромео и Джульетта» в Новосибирске (2016);
  • Гала-концерт в честь тридцатилетнего юбилея Юниверсал Балета в Сеуле.

А. Деген, И. Ступников

Звания и награды:

  • Заслуженный артист Дагестанской АССР (1969);
  • Народный артист РСФСР (1976);
  • Народный артист СССР (1983);
  • Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки (1970) — за постановку балетного спектакля «Горянка» М.М. Кажлаева;
  • Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2001);
  • Премия Ленинского комсомола (1977) — за создание высокохудожественных балетных спектаклей;
  • В 1990 году удостоен высшего звания в области литературы и искусства Франции — «Шевалье»;
  • Премия имени М.И. Петипа Парижской академии танца (1980, 1983);
  • Приз «Золотая танцовщица Пикассо» (Чикаго, 1987);
  • Премия французских кинематографистов «Золотой Лев» (1988);
  • Премия имени Л. Оливье (Великобритания, 1990);
  • Почетный член Академии эстетики и свободных искусств (Москва).