Народный артист СССР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР (1970), премии Ленинского комсомола (1977), премии им. М. Петипа (1979), приз «Золотая танцовщица Пикассо» (1987).
Олег Виноградов окончил Ленинградское хореографическое училище в 1958 году (ученик А. Пушкина).
С 1958 по 1965 год — артист, затем ассистент балетмейстера Новосибирского театра.
С 1968 по 1972 год — балетмейстер Теaтра им. Кирова, с 1973 по 1977 год — главный балетмейстер Малого театра.
С 1977 года — художественный руководитель балета и главный балетмейстер Театра им. Кирова.
Поставил балеты:
- «Золушка» (1964, Новосибирск; спектакль перенесен на сцены Одессы (1970), Дрездена (1973), Ленинграда (1977, Малый театр), Будапешта (1983));
- «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1965, Новосибирск; спектакль перенесен на сцены Софии (1971), Еревана (1972), Ленинграда (нов. ред. в Малом театре, 1976)];
- «Асель» В. Власова (1967, ГАБТ).
В Театре им. Кирова:
- «Горянка» М. Кажлаева (1968; нов. ред.— 1973, 1984);
- «Александр Невский» (1969);
- «Двое» (1969);
- «Зачарованный принц» (1972);
- «Гусарская баллада» (1979, совместно с Д. Брянцевым; нов. ред. для ГАБТа — 1980);
- «Фея Рондских гор» (1980);
- «Ревизор» (1980);
- «Времен промчавшихся заветы» (к 200-летнему юбилею театра, 1983);
- «Витязь в тигровой шкуре» (1985),
- «Броненосец «Потемкин» (1986).
В Малом театре:
- «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (1971; спектакль перенесен на сцены Одессы (1973), Саратова (1973), Берлина (1974, «Комише опер»), Фрунзе (1976), Риги (1976), Минска (1979), Таллина (1980));
- «Коппелия» (1973);
- «Ярославна» (1974);
- «Педагогическая поэма» (1977).
Сценограф и художник многих своих постановок.
Один из виднейших советских хореографов, Олег Виноградов тяготеет к сочинениям крупномасштабным. В его спектаклях значительна роль кордебалета. Наряду с чисто классическими балетами («Золушка», «Тщетная предосторожность», «Зачарованный принц», «Коппелия», «Фея Рондских гор») у Виноградова есть и экспериментальные постановки («Ярославна», «Педагогическая поэма», «Ревизор»), раздвигающие границы современной хореографии. С равной увлеченностью сочиняет он балеты трагические («Ярославна», «Ромео и Джульетта»), комические («Тщетная предосторожность») и даже сатирические («Ревизор»). Убежденный сторонник возможности успешного решения в балете моральных и нравственных проблем на материале сегодняшнего дня («Асель», «Педагогическая поэма», «Горянка»).
«Горянка» особо интересна искусной театрализацией богатого танцевального фольклора Дагестана. Не будет преувеличением сказать, что музыка и хореография «Ярославны» являют собой новое слово в советском балетном театре. Дух смелого и удачного эксперимента, влияние современного театра и в то же время глубина и содержательность, свойственные лучшим образцам русского балета,— вот редкий сплав, определивший ценность этого спектакля.
Олег Виноградов словом и делом ратует за балетный театр не только яркий, талантливый, но и умный. Свое кредо хореограф сформулировал так:
По моему мнению, зритель, приходящий в балет лишь для того, чтобы полюбоваться красотой танца, обкрадывает себя. Современный балет может и должен волновать не только чувства, но и мысли…
Возглавляя прославленную балетную труппу Кировского театра, Олег Виноградов много сил и внимания отдавал работе по сохранению и реставрации классического репертуара и обращал особое внимание на уникальность стиля интерпретации каждого из хореографических шедевров. В 1980 году поставил дивертисмент из балета «Пахита» (хореография М. Петипа) на сцене Парижской оперы.
В 1990 году основал в Вашингтоне Universal Ballet Academy (Кировская балетная академия), в которой фундаментом стала петербургская школа. В том же году становится артистическим директором Universal Ballet Company в Сеуле. В 1994 году организовал Санкт-Петербургский театр камерного балета.
Работает по приглашению ведущих театров с постановками по всему миру. Одни из последних постановок О.М. Виноградова:
- «Золушка» С. Прокофьева в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва, 2006);
- Золушка» С. Прокофьева в Балетном Театре Санкт-Петербурга (Государственная Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова);
- «Ромео и Джульетта» в Михайловском театре (Санкт-Петербург, 2007);
- «Ромео и Джульетта» в Сеуле (2006);
- «Ромео и Джульетта» в Новосибирске (2016);
- Гала-концерт в честь тридцатилетнего юбилея Юниверсал Балета в Сеуле.
А. Деген, И. Ступников
Звания и награды:
- Заслуженный артист Дагестанской АССР (1969);
- Народный артист РСФСР (1976);
- Народный артист СССР (1983);
- Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки (1970) — за постановку балетного спектакля «Горянка» М.М. Кажлаева;
- Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2001);
- Премия Ленинского комсомола (1977) — за создание высокохудожественных балетных спектаклей;
- В 1990 году удостоен высшего звания в области литературы и искусства Франции — «Шевалье»;
- Премия имени М.И. Петипа Парижской академии танца (1980, 1983);
- Приз «Золотая танцовщица Пикассо» (Чикаго, 1987);
- Премия французских кинематографистов «Золотой Лев» (1988);
- Премия имени Л. Оливье (Великобритания, 1990);
- Почетный член Академии эстетики и свободных искусств (Москва).